Как писать сценарий для фильма, сериала, короткометражного фильма, мультика или аниме

Так как я в последнее время прочёсываю много сайтов в поиске мыслей о том, как сделать достойный проект, который станет шедевром, а не трешем, поэтому для себя и написал небольшую заметку.

Информация касается любого видео потока в любом жанре, потому как есть незыблемые основы сценария.

Три главные тайны кино:

  1. Зрителю должно быть интересно каждую секунду, что будет дальше.
  2. Зрителю нужно дать героя.
  3. В каждой сцене должен быть конфликт и его разрешение – либо победил герой, либо победили героя.

Интересно каждую секунду

Интересное кино — это всегда история о герое, который изменил свою судьбу. Идея любого фильма должна выражаться формулой: «Это история о персонаже, который…». Каждая сцена должна приближать на еще один шаг к цели вашего героя. Проверить это просто, если мысленно вернуть героя в прошлое. По идее каждая реплика героя должна необратимо менять судьбу. Футбол популярнее, чем кино потому, что болельщики сразу знают, кто хороший, кто плохой, какова цель участников, и в каждую секунду есть острейший конфликт.

Пример

Герой подозревает измену и хочет узнать правду.

Сначала герой узнает, что жена зачем-то берет его машину.

Он следит за ней и узнает, что она ему изменяет.

Он продолжает свое расследование и узнает, что она изменяет ему с его лучшим другом.

3 сцены – 3 шага к цели.

В серии сериала должно быть до четырех сюжетных линий, но если линий больше — зрители путаются. В  фильме так же рекомендуется не более пяти линий.

В фильме всегда борются несколько идей и побеждает одна.

Идеи фильмов:

  • Любовь сильнее всего;
  • Предательство сильнее всего;
  • Дружба сильнее всего;
  • Месть важнее жизни;
  • Успех важнее морали;
  • Преступление, совершенное во имя благой цели, может остаться безнаказанным;
  • Закон превыше всего, даже если он несправедлив;
  • Люди важнее правил;

Построение сцены

Сцена – это миниатюрный фильм, где должна быть:  завязка, кульминация и развязка. В каждой сцене у героя есть своя цель, которой он хочет достичь.

  1. Первый акт – завязка, Второй акт —Герой ищет свою цель, Третий акт — Кульминация.
  2. 1 акт — expositio, 2 акт — замешательство, 3 акт — кажущаяся развязка, 4 акт — новое замешательство, 5 акт — окончательная развязка.
  3. 1 акт — prothasis (вступление), 3 акт — epithasis (завязка), 5 акт — катастрофа, 2 и 4 акты — развитие действия.
  4. Крючки —соединяют акты, эпизоды и сцены сценария. Так же крючок удерживает зрителя и даже заставляет телезрителя ждать, пока закончится реклама, чтобы узнать – ну что же там будет дальше? Крючки:
    1. Препятствие. Чем сложнее и неожиданнее препятствие – тем интереснее. Ведь тогда нам хочется узнать, как герой это препятствие преодолеет. Каждое следующее препятствие сложнее предыдущего. Антагонист должен быть сильнее героя, сметать все препятствия и мешать герою(это его цель);
    2. Угроза. Чем больше всего дорожит ваш герой? Вот по этому месту его и бейте. чем страшнее угроза, тем лучше;
    3. Тайна. Одна тайна способна держать зрителя в напряжении весь фильм. (Кто подставил кролика Роджера?);
    4. Новость, которую узнают герои, дает возможность интересно продолжать историю после того, как конфликт исчерпан.

Как построить диалог

Практика показывает, что лучше всего учат писать в медицинских институтах — оттуда вышли такие авторы, как Чехов, Булгаков, Лукьяненко. Неплохие писатели получались и из тех, кто вузов не кончал. И совершенно невозможно стать писателем в Литературном институте. Есть немало возможностей испортить в себе авторский талант, но негде его развить. Надо просто много работать.От искусства мы ждем не правды, поэтому реальные случаи могут восприниматься как вымысел и наоборот. Правдоподобие в кино всегда важнее правды.

Хороший диалог — это поединок: удар, блок, контратака. Причём, лишь один остается победителем.

Пример плохого диалога

Два детектива сидят в машине.

ДЕТЕКТИВ 1
Ты избил подозреваемого, это недопустимо. Я знаю, с тех пор, как погибла твоя жена и дочь, ты немного слетел с катушек…

ДЕТЕКТИВ 2
Бедная Мария и малышка Энни! Грабители расстреляли их из помповых ружей и успели сбежать за десять минут до того, как я вернулся домой.Если бы я получал сто долларов каждый раз, когда вижу такую сцену в кино… в общем, жалко, что я не получаю сто долларов каждый раз, когда я вижу такую сцену в кино.

Этот диалог плох, потому что детективы озвучивают информацию, которую они оба знают. Эта информация – для нас, а не для них.

  1. Герой говорит – пойду куплю сигарет. Идет, покупает сигареты. Возвращается с сигаретами. Говорит – вот, я купил сигарет. И что?
  2. Герои интересны,  когда хотят, говорят и делают — разные вещи.
  3. В СНГ не прижился принятый порядок – один эпизод сериала в одну неделю. Зриели кричат: «Маловато будет! Мы хотим все и сразу».
  4. Ситком или ситуационная комедия – это комедийный сериал. Ситком обычно короче других сериалов – 22-24 минуты. Так как зритель утомляется от веселья. Зритель должен с первых же минут понимать роль каждого героя и не отвлекаться. Главное здесь – шутки.
  5. Диалоги в ситкомах строятся из:
    1) Вопрос2) Ответ3) Комментарий по поводу ответа.

Герой

Нас притягивает к экранам одно — Герой. Именно ЕГО жизнью Мы живём. Именно в его жизни отражается наша жизнь. И именно на него МЫ ХОТИМ БЫТЬ ПОХОЖИ или поступать как ОН (именно это должно быть у Героя).

Прежде всего нужно задать себе два главных вопроса относительно героя:

  • Вы или ваша целевая аудитория (ЦА), хотите быть похожими на своего Героя?
  • Почему вы или ЦА хотите быть на него похожими? Что заставляет этого хотеть?

Если зрителю показывать героя с теми же проблемами, то он начинает думать не о проблемах героя, а о своих. Чьи проблемы для зрителя важнее?

Обязательные атрибуты героя

У Героя должны быть:

    1. тайна;
    2. недостаток, потому что неуязвимый герой не вызывают сочувствия;
    3. сокровище. Как пример можно привести такое качество, как умение быстро бегать у Форреста Гампа,  верхолазание по паутине у Человека-паука,  супер-Волга в фильме «Чёрная Молния», избранность Нео в «Матрице»;
    4. цель. Герой – это движение. Цель – это его двигатель, она позволяет ему развиваться, меняться, преодолевать препятствия и так далее. Нет цели – нет движения. Цель героя чаще всего определяет жанр фильма. Человек-паук разве хочет бороться со злом? Нет, он с хорошей девушкой хочет встречаться. Для этого у него должна быть работа и деньги. Для этого он продаёт фото Человека-паука, ну а там близко и борьба со Злом. А чего хочет Одиссей, разве приключений? Нет, Он просто хочет домой.  Храбрый Оруженосец хочет быть Рыцарем. Он берёт доспехи и Выдаёт себя за Рыцаря. Начинается борьба за Честь, за Страну и так далее. Цель Фокса Малдера из «Секретных Материалов» – найти сестру, которую украли инопланетяне. Но сначала нужно доказать, что они существуют, а Правительство это скрывает . До того, как вы начинаете придумывать историю, вы должны четко понимать, какова цель героя.
      Цели героев:

      • Спасение жизни;
      • Деньги, материальные ценности, слава, успех, признание, похвала.;
      • Любовь;
      • Месть;
      1. Уровень энергии: сильный — слабый;
      2. темперамент;
      3. поведение в обществе;
      4. Привычки и стереотипы;характер Героя—то, что задает скорость и траекторию движения к Цели. Вот определение слова характер: характер это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Есть два подхода к изображению характера героя: Мольеровский и Шекспировкий:

      1. Каждый герой Мольера имеет одну доминирующую черту: скупец,лицемер
      2. Шекспировские герои — многомерны: Гамлет и честолюбив, и скромен, и решителен. и склонен к сомнению. Сложность характера прямо пропорциональна важности роли, которую играет герой в истории.

В каждой сцене должен быть конфликт

В каждой сцене конфликт должен быть разрешен – либо победил герой, либо победили героя. Способ преодоления конфликта должен быть: подготовленным и неожиданным для зрителя.


Comments to Как писать сценарий для фильма, сериала, короткометражного фильма, мультика или аниме

  • почитайте лучше книгу Лайоша Эгри «Искусство драматургии», и все вопросы отпадут сами собой

    Ann 17.05.2012 15:47 Ответить
  • А эта заметка прокатит для создания 3D игры?

    N 05.05.2013 18:28 Ответить
  • естественно)))

    pr-manager 13.01.2016 12:20 Ответить
  • Действительно, когда писал сценарий короткометражки приходилось учитывать локацию, бюджет, а главное, она должна быть короткой и с историей, чтобы зацепило. Тут еще и технические возможности ставят ограничения.

    andrgame 21.02.2016 17:39 Ответить
    • Короткометражку труднее снять чем сериал))))

      pr-manager 13.11.2016 21:09 Ответить

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Загрузка...
Menu Title